
Шалва Александрович Амонашвили- советский, грузинский и российский педагог и психолог. Академик АПН СССР. Авторская система Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» взята за основу учебного процесса во многих школах России и зарубежья. В 60 - 70-х годах он возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". Шалва Александрович придерживается следующих принципов в работе с детьми:
- любовь к ребенку;
- очеловечивание среды жизнедеятельности ребенка, обеспечение его душевного комфорта и равновесия;
- проживание в ребенке своего детства, вникание в его жизнь, получение его доверия.
В противовес «понукательному» подходу к обучению гуманная педагогика стремится не к насаждению ограниченного объема знаний, а к совместному поиску решения в рамках сотворчества Ученика и Учителя. Стимулом для ученика становится тонкая оценка педагога, направленная на поощрение его активности и самодеятельности.
Шаталов Виктор Федорович - народный учитель СССР и Украины, почётный доктор Академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины.
В.Ф. Шаталов отдал школе 60 лет своей жизни. Результатом более чем полувекового труда стало появление уникальной авторской системы, позволяющей максимально раскрыть и развить способности каждого ученика. Он создал систему обучения, позволяющую решить труднейшие педагогические проблемы
- приобщение каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду,
-воспитание познавательной активности как качества личности,
-укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства,
-уверенности в своих силах и способностях.
Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Для этого он использует метод ассоциации («опорные сигналы») в сочетании с крупноблочной подачей учебного материала высокой сложности.
Лысенкова Софья Николаевна- учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы, Народный учитель СССР. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
С.Н. Лысенкова является автором книг: «Когда учиться легко», «Я читаю. Я считаю. Я пишу. Как учить школьника», «Методом опережающего обучения», «Жизнь моя - школа, или Право на творчество» и др.
Авторская методика С.Н. Лысенковой построена на перспективно-опережающем обучении, использовании опорных схем при комментируемом управлении.
На ее счету открытие замечательного феномена: чтобы уменьшить трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Использование приема «комментируемого управления» обеспечивает обратную связь и позволяет вовлечь в активную работу весь класс: сильный ученик, объясняя свои действия, подтягивает отстающих, развивается логика и самостоятельность мышления, ученик переживает момент успеха.
Эти педагоги выступали под девизом «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным предметом, способность провести урок с высоким участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.